Несколько жизней и один день моего деда - директора школы.

Алисия Левцова, 10 лет
Черемушки
5
122
Поделиться работой:
Мой рассказ о дедушке Левцове Анатолии Михайловиче - Заслуженном учителе Российской Федерации, Почетном работнике Министерства образования и науки, человеке необыкновенной эрудиции. У него было много наград, но главная награда педагогу - любовь и признание коллег, учеников и их родителей, всех, кто встречался на жизненном пути с этим удивительным человеком. Открытость, честность и принципиальность вызывали безграничное уважение окружающих его людей. Он умел шутить и радоваться жизни. За счастливые годы моего детства рядом с ним я успела у него многому научиться, и так хочется, чтобы во мне отпечатались те черты характера, которые я так любила в нем. Дедушка учил меня плавать и кататься на велосипеде. Часто мне читал книги и рассказывал интересные истории о жизни, особенно мне нравились его рассказы о космосе. Я очень ему благодарна за все, что он делал для меня, за доброту и понимание, за советы и надежное плечо.

В первый свой рабочий день директором школы мой дед забрался на крышу. Шел капитальный ремонт, что-то затянулось, и кабинеты затапливало. Дедушка полез наверх, чтобы посмотреть причину. Дед поскользнулся, и мысль стрелой пронеслась в голове: «Третий этаж, ничего себе, сходил на работу!» Но его успели схватить за руку. Рассказывал это дед с юмором: он был человеком необыкновенной эрудиции, блистательным рассказчиком, знатоком литературы, истории и искусства.
Дверь кабинета директора средней школы №2 поселка Кавалерово Приморского края всегда была открыта настежь. Его рабочий день начинался в 7 часов утра с обхода школы. Это был  самый любимый утренний ритуал. В школе тишина, можно спокойно пройти по коридорам и кабинетам. Но вот на часах 8.30 – заливается звонок, ученики торопятся занять свои места, коридоры затихают.  Дедушка обязательно встречал всех учителей и ребят, идущих в школу. Кого-то похвалит, а кому-то подскажет. Проверяет ежедневник: в списке, кроме текущих школьных дел, встречи и заседания по общественной линии. Ведь дед еще и депутат районной Думы, председатель общественного Совета по делам несовершеннолетних, еще член различных учреждений и ведомств. Везде надо успеть: где-то выступить с докладом, где-то разобраться с ситуацией, встретиться с общественностью и родителями, а еще побывать на репетиции учащихся школы.
Наступило время проверить бракераж (долго я пыталась понять значение этого слова – оценка качества пищи), посмотреть, что дети едят. В столовой чисто, просторно, да еще и с ароматами вкусного обеда, что сразу вызывает хороший аппетит. В меню огурцы свежие, котлеты куриные, каша гречневая и компот.  Выяснив, что котлеты протушенные, а гречка рассыпчатая, директор направляется в блок начальной школы. Слышится детский голосок: «Директор идет!» Деда не боялись дети, дисциплина, по его словам, достигается личным авторитетом. Но такой клич по школе приводил учеников в состояние послушности на всех этажах.
Вспоминая свое школьное детство, дедушка рассказывал, что он при не очень примерном поведении учился хорошо. Но мимо кабинета директора своей школы ходил на цыпочках. Вовремя  понял, что на «блюдечке с голубой каемочкой» никто ему будущее не приготовит. Нужно всего добиваться самому. В школе мечтал стать тем, про кого читал в детской энциклопедии. Когда читал статьи на букву А – хотел стать археологом, на букву Б – биологом, а еще ему нравилась буква И – историк. Дедушка всегда интересовался книгами о великих людях и событиях. После школы поступил в Нижегородский государственный педагогический университет на заочное отделение исторического факультета. Одновременно пошел работать на завод, чтобы помогать матери поднимать своих младших братьев и сестру. После учебы в университете направили работать в райком партии третьим секретарем, а потом уже назначили директором школы.
«Успешная школа – это настоящая школа. Любая – первая, вторая, десятая, неважно – каждая должна быть успешной. Просто потому что школа – это жизнь!» — так писал дедушка в своем дневнике. Жизнь двигалась по одному и тому же кругу, но в нем был свой смысл. Говоря о годах, проработанных в школе, дедушка не часто использовал слово «работа». И на это у него была довольно веская причина: школа была его жизнью почти 40 лет. Наверное, для любого человека это не просто период в жизни, а огромный путь, полный взлетов и падений, радостей и горестей. Он решал, делал и вел за собой. Школа развивалась благодаря его  стараниям. Он был требовательным к себе и к окружающим, мог понять, простить и протянуть руку помощи. Ученики были уверены: директор из школы не уходит никогда — свет в окнах его кабинета горел с раннего утра и до позднего вечера. Деда нет уже на свете, но 14 поколений выпускников, в которых вложена частичка его души, с благодарностью произносят его имя.
Профессия стала важной частью его жизнью.  Кого на олимпиаду отправить, кому  какую помощь оказать, даже  медицинской сестрой быть – в первую очередь школьники бегут к директору. «Во все времена и во все эпохи ценились важнее всего хлеб и школа», — говорил мой дед.  Ему было всего 28 лет, когда назначили директором школы. Перед молодым руководителем встала непростая задача: превратить новое здание в уютный дом. Сколько сил и терпения понадобилось ему, чтобы территорию вокруг школы, которая на тот момент был завалена мусором, превратить в сад! Появились цветочные клумбы и «аптекарский огород», посаженная первыми выпускниками березовая аллея стала визитной карточкой школы.
За достигнутые успехи в образовательной деятельности мой дедушка имел множество наград, а самая главная — это почетное звание Заслуженного учителя Российской Федерации.
Сам неутомимый труженик, мой дед притягивал к себе творческих и неравнодушных людей. Он обладал огромной способностью убеждать и находить нужные слова, талантливый учитель и грамотный руководитель – таким он останется в памяти и истории школы, района и в моем сердце. Человек – Легенда!

Посмотрите другие работы в этой номинации: