Эта станция была основана в 1954 году и завершила наряду со станцией «Киевская» строительство Кольцевой линии. Название «Краснопресненская» получила от одноименной улицы Красная Пресня.
«Краснопресненская» — это станция с очень сложной историей создания и воплощения в реальность, а также с большими визуальными изменениями.
Первоначальные проекты. Группой московских архитекторов был разработан проект в стиле новгородского зодчества. Однако этому проекту не было суждено воплотиться в реальность. Всё, что мы можем наблюдать сейчас из первоначального проекта — это идею круглого наземного вестибюля. А далее разработку проекта доверяют другой группе архитекторов Егереву, Константинову, Новикову и Покровскому. Так захотел Н. С. Хрущев. Конструктивно эта станция является пилонной глубокого заложения, так как рядом располагались пруды. Станция посвящена событиям 1905 и 1917 годов. Цвет — красный. Ниже нумерация, которая соответствует прикрепленным фотографиям.
1. Изначально полы были на боковых платформах асфальтовыми, затем их заменили на гранит.
2. В центральной части холла изначально использовали гранит серого цвета с красной дорожкой в виде ковра вдоль распределительного зала станции.
3. Пилоны облицованы великолепным красным мрамором с белыми прожилками, среди которых встречаются окаменелости. Возраст мрамора около 650 миллионов лет. Верхняя часть стен обложена белым мрамором.
Что примечательно, для декорирования станции проводили отдельный конкурс. По историческим справкам, он был анонимным. То есть, жюри не знало, чьи работы оно оценивает. Каково же было удивление всех, что победу одержал очень молодой и никому не известный Николай Щербаков, который совсем недавно только поступил в аспирантуру. Так как именитые архитекторы не захотели с ним готовить проект к конкурсу, то он привлёк обычных студентов. В итоге на протяжении уже более 70-ти лет мы любуемся такой красотой. Он же был автором скульптурной композиции двух вождей В. И. Ленина и И. В. Сталина.
4. Барельефы: не хочу, чтобы вы верили сведениям из интернета, что прекрасные барельефы на сводах, которые несут основную информационную нагрузку, были размещены на станции в 70-х годах 20-го века. Это неправда! Барельефы были там изначально, просто были они белого цвета, а затем во время реставрации 1975-77 годов их выкрасили в золотой. Всего 14 гипсовых барельефов. Пять из них посвящены революции 1917 года и девять — революции 1905 года.
5. Скульптурная композиция. Изначально при открытии станции были установлены памятники В. И. Ленину и И. В. Сталину. Однако, позже, в 1956 году после XX съезда партии памятник Сталину был демонтирован, статую Ленина переставили в середину. При этом и он там простоял чуть менее 20-ти лет.
6. На этом месте сейчас организован переход на станцию метро «Баррикадная».
7. Освещение представляло из себя отдельное произведение искусства. На «Краснопресненской» использовали светильники-торшеры на балюстраде эскалаторов с шарообразными плафонами матового стекла. Сдвоенные светильники-факелы на стенах аванзала перед выходом в перронный зал с чашеобразными плафонами матового стекла и литой латунной арматурой в виде 10 лавровых венков придавали особое великолепие.
8. А завершали ансамбль шестирожковые люстры в сводах перронного зала и посадочных платформ с чашеобразными плафонами матового стекла и литой латунной арматурой растительного орнамента.
9. Наземный павильон сооружен в виде огромной ротонды (круглой беседки), что существенно отличает его от других вестибюлей. Его архитекторы К. С. Алабян, Т. А. Ильина, В. И. Алешина. Большие и высокие колонны светлого цвета держат свод. Колонны украшены лепниной со звездами. На горизонтальной полосе, расположенной над колоннами (на фризе) расположена надпись с названием станции. По бокам от главного фасада имеется два выреза для входа и выхода пассажиров метро. А стену украшает мемориальная доска с надписью «Красная Пресня была главной крепостью восстания, её центром. Здесь сосредоточились лучшие боевые дружины, которыми руководили большевики» (автором считается И. В. Сталин). В 1955 году перед нишей установили скульптуру «Дружинник». (скульптор А. Е. Зеленский). Эта скульптура символизирует члена «боевой дружины» из отряда революционеров-боевиков в 1905 году. Под ногами у него обломки рельсов, а в правой руке он держит гранату.
10. С задней части фасада, со стороны сквера, между колоннами в два этажа расположились окна и фальш-окна.
Метро Краснопресненская – истинное достояние Москвы и моего любимого района. Оно как величественный музей, в котором можно изучать историю и архитектуру середины 20 века. Всем рекомендую побывать на этой станции, чтобы окунуться в этот мир и проникнуться духом той эпохи.
К сожалению, количество фотографий ограничено конкурсом, поэтому много осталось «за кадром». Например: пилоны в полный рост; барельефы, смог прикрепить только один, хотя каждый из них — это отдельное произведение искусства; мелкие барельефы, которыми усыпано метро от вестибюля до центрального зала; и, конечно же, великолепная ротонда, которую можно изучать.
Я очень благодарен всем тем, кто уделил время и познакомился с такой необычной достопримечательностью.
Тимур.