Мы начинаем нашу экскурсию с остановки маршрута трамвая № 6 «Восточный мост». Сам по себе наш трамвай уникален: это старейший трамвайный маршрут Москвы (запущен в 1899-м году). Все жители очень любят наш трамвай! С места, где мы сейчас находимся, открывается вид на реконструированные в прошлом году набережные Сходненского канала, они стали такие красивые и удобные! Желающие могут покормить уток и полюбоваться кувшинками. По левую руку от нас корпуса бывшего Тушинского машиностроительного завода, именно он являлся градообразующим предприятием города Тушино, в состав которого входил наш район, до того, как в 1960 стал частью Москвы. Тут делали самолёты-истребители Як-7 и Як-9, троллейбусы, автобусы, трамваи, а также создали знаменитый «Буран»!
Мы идем дальше, переходим улицу Свободы (главную улицу района) и попадаем в сосновый бор сквера «Салют», основанного в начале 1950-х годов. Когда-то этот сквер был важным местом для местных жителей – здесь проводились различные мероприятия, была знаменитая сцена с танцплощадкой. Если кто-то из вас захватил орешки, можете покормить белочек, тут их очень много. Перед нами старейший фонтан Тушино, когда-то он был украшен фигурами трёх лебедей! Пройдём по тенистым аллеям и направимся к следующей точке нашего маршрута – стадиону «Салют»! Раньше (почти 100 лет назад) – футбольное поле для работников Тушинского машиностроительного завода, сегодня – огромный спортивный комплекс, где каждый найдёт себе занятие по душе! Тут тоже живут белочки и даже дятел. Здесь растут красивые каштаны, липа, сосны и настоящий фундук!
Вернёмся на Сходненский канал и прогуляемся по ещё одной новой набережной! Проходим мимо голубятни, её построил местный житель, ветеран Великой Отечественной войны, ей более 70 лет, недавно её полностью реконструировали. Отсюда мы уже можем видеть Химкинское водохранилище. Сейчас мы выйдем на уникальный объект – пешеходный мост-плотину! Ни у кого такого нет! Впереди у нас шлюз № 7 Канала имени Москвы. Верхняя часть Тушинского гидроузла. Если пройти дальше и подняться на смотровую площадку, то можно воочию увидеть прохождение кораблей через шлюз (шлюзование).
Вернёмся на маршрут! Мы вышли на набережную Химкинского водохранилища. Справа от нас еще один уникальный объект – причальная стенка! Тут в непосредственной близости можно рассматривать огромные баржи и, обычно, технические суда. А вокруг целое море кувшинок! Слева – Патриаршее подворье при храме Николая Чудотворца в Тушине. Храм уникален тем, что во всём своём убранстве имеет морскую символику, это духовный центр моряков и речников России, территория подворья украшена настоящими якорями. Чуть дальше ещё один стадион – «Тушино» и ледовый дворец «Звезда». У нас очень спортивный район! Прошу обратить ваше внимание, что мы вышли на пристань. Это пристань, на которой грузили «Буран»! А вы знаете, почему наша улица Лодочная такая широкая от этого места, где мы стоим, и выше? Правильно! Потому что «Буран» такой огромный, что для него специально расширяли проезд.
С современной благоустроенной набережной мы окунаемся в загородную атмосферу. Извилистыми, прямо совсем дачными тропинками, через водную станцию, наслаждаясь видами на Северный Речной вокзал, мы идём к парку бывшего спортивного комплекса Трудовые резервы. Здесь нас встречают величавые ели, в кронах которых живут синички и белочки. Мы выходим снова на набережную, берёзовой аллеей идём вдоль берега водохранилища. Мы добрались до следующей части нашей замечательной экскурсии: назову её «И в небе, и на море». Мы стоим с вами на бетонных плитах. Вокруг много отдыхающих, принимающих солнечные ванны, и логично предположить, что это пляж. Но на самом деле мы стоим на аэродроме, а это гидроспуск! И не просто гидроспуск, а гидроспуск Арктического аэродрома в Захарково, откуда отправлялись арктические экспедиции (в том числе экспедиция Папанина и Шмидта), а в годы Великой Отечественной отсюда летали самолёты в Америку. Здесь даже сохранились кольца для тросов, на которых удерживали гидропланы. А ещё мы стоим на месте, где менее 100 лет назад возвышался могучий реликтовый лес, его пришлось вырубить для строительства аэродрома. Далее по маршруту пристань Захарково. Отсюда можно отправиться на речном трамвайчике к величественному Речному вокзалу. Я очень люблю эту переправу и часто так путешествую. Посмотрите вперёд. Нам открывается панорама на Музейно-мемориальный комплекс ВМФ. Слева вы видите десантный катер на воздушной подушке, далее десантный экраноплан «Орлёнок», а потом мой любимый объект – настоящая подводная лодка, Б-396! Я ничуть не слукавлю, если скажу, что знаю там всё, и как настоящий подводник могла бы попробовать ориентироваться в темноте. Слева от подводной лодки Б-369 «Новосибирский комсомолец» расположен очень интересный музей, в котором я каждому советую побывать.
Впереди нас ждёт следующая точка маршрута. Мы отправляемся вглубь района, к очень красивому зданию – зданию бывшего кинотеатра «Полёт». Мне очень нравится этот дом, на нём есть часы над входом, а рядом, до недавнего времени, была настоящая афишная тумба! Сейчас здесь находится академия кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова.
А мы идём дальше! Прямо по курсу у нас настоящая реликтовая дубовая роща! Правда, небольшой сохранившийся кусочек (частичка Алёшкинского леса), но зато настоящий. Называется он Дубовая роща «Маяк». Жаль, что дубов осталось не так много, дубы в городе очень плохо приживаются и восстановить рощу практически невозможно, основную часть занимают берёзы, но так тоже красиво. Многим дубам около 160 лет, есть один дуб, которому 205 лет. Когда-то здесь располагался радиомаяк как раз полярного аэродрома, где мы с вами недавно побывали, отсюда и название. Радиомаяки были путеводными звёздами для пилотов, так как небо было затянуто аэростатами. А теперь на его месте стоит школа, которую сейчас реконструируют. Тоже по-своему маяк, как я считаю.
Выходим из рощи «Маяк» и двигаемся на запад. Выходим на бульвар Яна Райниса и по нему попадаем в усадьбу Братцево, расположенную на вершине древнего холма, у подножия которого течёт река Сходня. Началом истории усадьбы принято считать первое упоминание о ней в 1565 году её первым владельцем Иваном Калитой. Главное здание, предположительно, спроектировано архитектором Воронихиным и построено в 1813-1815 годах на месте сгоревшего во время Отечественной войны 1812 года деревянного дома. Этим же временем датируется и английский парк с каскадом прудов, уникальная (на 10 колоннах) беседка «Миловид» («Храм Екатерины II») и каменный мост, ведущий в бывшее село Братцево к храму Покрова Пресвятой Богородицы (храм интересен своим изразцовым поясом и уникальными барельефами херувимов). Именно здесь, в Братцево, Иван Шишкин летом 1866 года напишет картину «Полдень. Окрестности Москвы. Братцево», а в 1869 году «Полдень. В окрестностях Москвы». Иван Иванович жил в усадьбе в течение трёх лет, и именно с этого периода начинается признание его как великого художника. Изначально усадебный дом представлял собою вариацию на виллу-ротонду (образец палладианского стиля, назван так по фамилии архитектора). Позднее, в 1936 году по инициативе академика О.Ю. Шмидта, к зданию были пристроены два боковых флигеля для нужд дома отдыха Главсевморпути, в котором отдыхали полярники, отправлявшиеся, в том числе, с аэродрома «Захарково». Прогулявшись по парку, по которому так любил гулять последний владелец усадьбы князь Н.С. Щербатов, выходим к бывшему хозяйственному двору. В 1898 году здесь возводится водонапорная башня красного кирпича над артезианской скважиной, внутри башни располагалась огромная цистерна, которая полностью обеспечивала водой и дом отдыха, и соседствующие строения. Прямо перед нами привратницкий флигель, построенный в 1770-х гг. Слева – каретник (построены в одно время с водонапорной башней), сейчас здесь кафе. Чуть дальше справа бывшая Братцевская опытная станция новых культур (на ней изучали, как субтропические растения приживаются в средней полосе России), в этом здании (1917 г.) располагался кабинет Н.И. Вавилова.
Выходим в Светлогорский проезд и немного проходим вперёд – перед нами памятник природы Сходненская чаша, впадина-амфитеатр глубиной 40 метров. Предположительно, образовалась во времена Ледникового периода. Здесь находят следы человека разумного Каменного века. Примерно там, где мы сейчас находимся, располагалась деревня Петрово, здесь было найдено Тушинское Городище (VI в. до н. э. — VI в. н. э.). Тут проходил древний торговый путь, ведь когда-то река Сходня была куда более полноводна и связывала Москву с Суздалем и Владимиром. Это абсолютно потрясающее место, гуляя в низине, вдоль петляющей Сходни, как будто переносишься загород! Здесь красиво в любое время года. Тут свой мир: есть и лес, и луга, и песчаные пляжи, ручьи, река, даже своё болото. Прогулявшись вдоль берега и собрав букет полевых цветов, мы доходим до мостика и выходим к бывшему клубу работников Тушинской чулочной фабрики, слева от нас очень красивый особняк красного кирпича в неорусском стиле, начала XX века. Вернёмся чуть назад и выйдем в Строительный проезд.
Мы приближаемся к заключительной точке нашего маршрута. Выходим на Западный мост и перед нами здание Сходненской ГЭС! На месте слива ГЭС был обнаружен Сходненский череп (самое древнее свидетельство присутствия человека разумного в московском регионе, кроме того считается, что тут же было обнаружено самое древнее свидетельство использования ткани в мире). Сходненская ГЭС – самая мощная из трёх ныне действующих на территории Москвы (30 000 квт). Через неё осуществляется сброс воды из Химкинского водохранилища для обводнения Москвы-реки. По красивой новой набережной вернёмся к остановке трамвая «Восточный мост».
На этом наша экскурсия подошла к концу. Надеюсь, что вам тут понравилось, и мы ждём вас снова!